Батик

Происхождение

Батик (индон. batik) в переводе на русский означает «капля воска», а membatik «рисовать, покрывать каплями, штриховать». Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей и некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, резервируют от окраски отдельные участки ткани.

Технология

Существует несколько видов батика — горячий, холодный и свободная роспись. Они различаются способом резервирования ткани. В русской традиции к батику относят ещё и окрашивание связанной и скрученной ткани (тай-дай) (например, узелковый способ).

Горячий батик

Роль резерва в горячем батике исполняет воск. Воск наносят при помощи специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску и ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.
1. На ткань, расстеленную на столе с эластичной прорезиненной поверхностью, кладётся увесистый трафарет из меди, закрывающий участки ткани, которые на данном этапе подвергнутся окраске и оставляет открытыми те части, которые окраске не подходят. Предварительно на краску может быть вручную нанесён орнамент, который станет частью окончательного изображения, либо разметка для облегчения позиционирования трафаретов;
2. В трафарет заливается расплавленный воск, который пропитывает открытые части ткани, делая их нечувствительными к красителю;
3. Когда воск затвердевает, ткань погружают в краситель, в результате чего непропитанные воском части ткани окрашиваются;
4. Далее ткань освобождают от воска, частично срезая его специальным ножом, частично путём кипячения ткани в горячей воде;
5. Тот же самый процесс повторяется для окрашивания ткани другими цветами.

Холодный батик

Холодный батик (европейский), в большинстве случаев применяется во время нанесения краски на шёлк. Также можно использовать и другие ткани. Холодный батик причисляется к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используются краски на основе анилина. Роль резерва выполняет специальный материал.

Свободная роспись

Техника свободной росписи обрела большое распространение, потому что она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность свободной росписи с применением солевого раствора заключается в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Всё это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори» — известен как складной батик. Строго говоря, сибори, как и все разновидности тай-дай, к батику не относится. Это другой вариант резервирующего окрашивания. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника «бандан»

Техника узелкового батика («бандан») — индийский вариант «тай-дай». Одним из его видов является техника «планги», которая была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали и удаляли нити. В итоге образовывался узор из белых «Горохов». Подобным образом можно было неоднократно окрасить ткань, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани удаляли перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наши дни под узелковой росписью имеют в виду варианты попроще. К примеру, узор в виде круга («солнышко») или пары кругов. При окрашивании сухой ткани возможно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, а если ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
Малевич способен помочь вам обучиться всем этим техникам. В нём можно приобрести всё: от ткани до акрила.